Какие профессии будут востребованы в будущем?

ChatGPT и возможности нейросети не перестают удивлять. Уже сегодня искусственный интеллект может писать тексты и рекламу, создавать изображения и музыкальные произведения, искать баги в коде, давать советы и самообучаться. По сути, функционал некоторых специалистов он уже может забрать на себя. А что ждет нас дальше? Какую профессию получить, чтобы она была востребованной и приносила хороший доход? Сегодня и постараемся в этом разобраться.


Есть мнение, что в ближайшие несколько лет могут исчезнуть, например, профессии библиотекаря, водителя, бухгалтера. А обязанности врачей, журналистов и юристов, например, могут видоизмениться, стать более цифровизированными. Люди будут больше контролировать процесс, задавать вектор, ИИ же выполнит основной функционал: написание текста, подбор средств и методов лечения, сбор юридической базы.


IT все плотнее входит в нашу жизнь, в том числе традиционные виды деятельности. И, конечно, всем нам хочется, чтобы у их детей была востребованная и интересная работа в будущем. А потому подумать об этом лучше уже сейчас. Тенденции рынка и влияние на него цифровых технологий обсудим с методистом ITeen Academy Gomel Валерием Клюкой.


— Есть ли профессии, в которых IT уже стало неотъемлемой частью?

— Если рассматривать аббревиатуру «IT» буквально, как «information technology», то сложно назвать профессию, которая умудряется обходиться без цифровых технологии. Взять, например, профессию агронома как максимально далекую от IT… на первый взгляд. Но есть системы автополива, автоматического внесения удобрений, контроля температуры и влажности и т.д. Эти системы используются уже давно, требуют обслуживания, настройки, обновления прошивок, то есть необходим IT-специалист, который будет этим заниматься.

— Какие профессии имеет смысл рассматривать сейчас, а какие не стоит?

— Как не вспомнить выражение: все профессии нужны, все профессии важны. Здесь не стоит говорить о том, что некоторые профессии исчезнут, скорее, они получат «апгрейд» — рутинную часть работы могут отдать «роботам». 

Не смотря на то, что уже сейчас нейросети могут создавать шедевры искусства, то есть могу творить, это так называемое контролируемое творчество. Если заказчик просит дизайнера нарисовать котика, то это должен быть определенный котик, который понравится заказчику. И заказчику намного удобнее описать этого котика живому человеку, чем составлять prompt’ы для нейронок. А вот современный дизайнер после общения с заказчиком может и будет использовать нейросети для получение референсов, на основе которых и создаст того самого котика. Получается, что нейросеть возьмет на себя рутину.


Поэтому выбирать можно и нужно ту профессию, в которой вы будете чувствовать себя комфортно, к которой «лежит душа». Но чтобы быть востребованным на рынке, необходимо постоянно изучать разные современные инструменты, которые можно интегрировать в профессию.

— А если говорить о компетенциях, которые пригодятся в будущем, какими качествами и умениями специалисты должны обладать?

— Это достаточно сложный вопрос, но ответ на него, как ни странно, очень короткий. Сейчас, на мой взгляд, нужно тренировать в себе навык быстрого изучения новой информации и «забывания» старой. Этот навык был (и есть) востребован у программистов, а сейчас актуален и для других профессий. Если вчера появился новый инструмент, который может быть полезен в твоей профессии, то уже завтра ты должен его использовать. Иначе конкуренции не выдержать.

Если говорить про нейросети, то это абсолютно универсальный инструмент, глупо не обращать на него внимания. Однозначно нужно учиться его использовать.

— Какие новые профессии появляются, хотя еще пару лет назад казались фантастическими?

— На мой взгляд, самая быстро меняющая область — медицина. Еще 10 лет назад мы смотрели на 3D-принтеры как на диковинку. А сейчас на них печатаются формы для протезов и имплантов. 

Специалисты-бионики — это люди, работа которых больше походит на техномагию. Они могу совместить живые ткани с кибернетическими протезами. Сейчас эта область развивается стремительно. Уже появились протезы с обратной связью, то есть человек может чувствовать прикосновения и даже изменения температуры.

Думаю, что уже в ближайшее время появятся специалисты, которые будут выполнять функции робопсихологов*. Ведь фактически, когда мы общаемся с нейросетями, мы программируем их на выполнение определенных задач, но делаем это не с помощью какого-либо языка программирования, а обычными фразами на нашем родном языке. И чем корректней мы составим prompt, тем ближе будет результат работы нейросети к нашему реальному запросу.


IT — это будущее, поэтому нужно учиться быть его частью. И если взрослому человеку, чтобы решиться на изменения, нужно рискнуть, то для детей, «родившихся со смартфоном» — это норма. 

Но навыки будущего — это не умение быстро найти в YouTube нужное видео, четко составить запрос для Google или пройти сложную игру. Если у ребенка есть такие способности,  это, скорее, говорит о развитой логике и целеустремленности. И чтобы эти важные качества развивались и далее, нужна структурированная система получения новых знаний. Такие дают, например, в IT-школе. 

Плюсы такого подхода к воспитанию в том, что ребенок оказывается в среде, где не имеет значения, какой у него балл по математике или русскому языку в школе. Здесь помогают развитию креативного и алгоритмического мышления, концентрации, анализа, критического мышления и даже самообладания. 

В  ITeen Academy ежегодно сотни ребят не только учатся писать код, но и знакомятся с принципами 3D-проектирования, мультипликации, робототехники; дети, которые любят рисовать на бумаге, с удовольствием пробуют делать это в цифровой среде. Все эти навыки пригодятся ребятам из ITeen в их взрослой жизни, помогут определиться с направлением деятельности или даже будущей профессией. Не всем нужно писать код и быть программистами, но чувствовать себя уверенно в новом мире профессий должны все наши дети.

*  Профессия, придуманная фантастом-футурологом А. Азимовым. Робопсихолог — специалист по настройке, программированию и обслуживанию роботов. При этом программирование происходит с помощью вербального общения.